Откатные ворота: теория и опыт
До недавнего времени подавляющее большинство ворот были распашными, но в последнее время все большую популярность набирают откатные конструкции.
Конструктив
У консольных откатных (раздвижных) ворот одна створка, которая движется в сторону, задвигаясь за полотно забора и не касаясь поверхности. Это позволяет значительно сэкономить пространство во въездной зоне. Также такую створку можно оснастить автоматической системой управления с помощью пульта, что еще больше упрощает процесс открытия и закрытия, экономя время и силы владельцев.
Главный узел откатных ворот состоит из роликовых опор и направляющей балки, также известной как направляющий рельс, который обеспечивает движение ворот вдоль забора.
Для корректной работы используются дополнительные элементы:
-
Верхний и нижний улавливатели: устанавливаются на принимающей опоре и фиксируют ворота в закрытом состоянии, предотвращая их "гуляние". Верхний улавливатель стопорит створку, а нижний, оснащенный опорной площадкой, снижает нагрузку на ведущие ролики и направляющую.
-
Поддерживающая шина: монтируется в верхней части опоры, ближайшей к роликам, и дополнительно фиксирует положение створки.
-
Опорный ролик: устанавливается на передний конец направляющей и служит одновременно заглушкой и демпфером, смягчающим удар при введении створки в нижний улавливатель.
-
Заглушка: закрывает заднюю часть направляющей, выполняя декоративную и защитную функции, предотвращая набивание снега.
Существует два основных способа крепления направляющей и роликов:
-
Сверху: монтажная балка в верхней части ограничивает пропускную способность ворот (грузовая техника не сможет проехать), но при этом минимизируется риск перекоса каркаса и затруднений в работе, связанных как с перекосом, так и с налипшим снегом.
-
Снизу: при этом способе отсутствуют ограничения для техники, и при правильном подборе узлов системы и материалов перекосы не представляют угрозы. Однако для этого требуется ровная поверхность вдоль забора для отката створки.
На нашем портале, как и среди потребителей в целом, более востребована нижняя фиксация основного узла, хотя в некоторых ситуациях необходимо использовать верхнюю фиксацию.
При всех достоинствах откатных ворот, их значительным недостатком является высокая стоимость готовой конструкции. Заказ через специализированную фирму может обойтись в сотни тысяч рублей, в зависимости от сезона и выбранных материалов.
Однако при самостоятельном изготовлении эта сумма значительно снижается. Для домашних умельцев с хорошей инструментальной базой технология вполне доступна. Золотые руки пригодятся не только для монтажа ворот — вполне реально самостоятельно сделать фасад дома в стиле фахверк.
Чтобы минимизировать расходы, некоторые мастера умудряются обходиться без покупки главного узла — направляющей и роликов, заменяя их подручными средствами, такими как профиль и подшипники. Хотя это встречается редко, покупные системы, хоть и стоят дороже, но более надежны и предсказуемы в эксплуатации.
При выборе комплекта для откатных ворот необходимо учитывать размеры пролета и створки. Чем длиннее и тяжелее створка, тем более мощной должна быть направляющая и ролики. Если рабочие нагрузки превышают допустимые, износ узлов происходит быстрее, и они не успевают окупить вложенные средства.
Что касается материала колесиков, то современные пластиковые модели не уступают металлическим по прочности и долговечности в нормальных условиях эксплуатации, но работают тише, обеспечивая бесшумное открытие и закрытие.
Технология изготовления
Откатные ворота представляют собой каркасную конструкцию, которая обшивается отделочным материалом. Выбор этого материала зависит от общего дизайна забора и стилистики всего участка, с одной важной оговоркой — он должен быть достаточно легким. Вариантов множество: металл, древесина, ковка, поликарбонат или комбинация нескольких видов, соответствующих общему дизайну.
Универсальным решением для многих становится металлопрофиль. Этот материал легкий, не требует особых профессиональных навыков для монтажа, сочетается с различными материалами, имеет приемлемую стоимость и отличается долговечностью. Металлопрофиль часто используется как для основного полотна забора, так и для ворот, что делает его оптимальным выбором.
Фундамент
Независимо от материалов, из которых будет изготовлена створка, откатная система требует надежного фундамента. Ролики монтируются на гладкую, зафиксированную в основу поверхность, известную как закладная или банкетка. Для этих целей используется швеллер, обычно размером от 16 до 20, длина которого составляет половину ширины проема плюс небольшой припуск (10-20 см).
Более надежным вариантом является ленточный фундамент под закладную, который выкапывается на глубину промерзания (в среднем 1,5 метра). Чтобы предотвратить растрескивание, фундамент усиливают арматурным каркасом. К полкам швеллера привариваются "столбики" из арматуры с сечением 12-14 мм, длина которых равна глубине траншеи. После установки опалубки и арматуры, швеллер опускается в траншею, и фундамент заливается бетоном.
Согласно технологии, после заливки фундамент должен выстояться 28 дней, чтобы достичь необходимой прочности.
Если тип грунта позволяет и нет риска сильного пучения, можно использовать упрощенный вариант фундамента: вместо ленточного заливаются столбы на глубину 1,5 метра. В этом случае швеллер фиксируется в бетоне с помощью арматурного каркаса или металлических уголков.
В качестве опор используются забетонированные металлические столбы, к которым позже привариваются поперечины и комплектующие. Для основного полотна и створки выбран профлист, а все металлические элементы конструкции окрашены в цвет изнанки. Система изначально работает на ручном приводе, но для будущей автоматизации без лишних сложностей из земли над закладной выведен ПНД кабель.
Створка
Створка состоит из полотна и противовеса – части, остающейся внутри забора даже при закрытых воротах, это обязательная деталь, обеспечивающая нормальную работу системы. Длина створки зависит от ширины проема, плюс противовес – еще ½ от ширины проема. Полотно должно входить в улавливающий ролик так, чтобы не образовывалось просветов и щелей между створкой и опорой.
Стандартная ширина проема составляет 4 метра, но если есть сложности с углом заезда (на узких улочках), то ее увеличивают.
По высоте ворота либо сливаются с общим полотном, либо входная группа ворота-калитка специально делается выше/ниже, все зависит от дизайна забора и рельефа участка. Когда предполагается общая линия заграждений, не стоит забывать о дорожном просвете (около 10 см) и габаритах направляющей. Поэтому при расчете высоты каркаса стоит отталкиваться не от высоты листа профнастила, а от высоты участка забора, граничащего с воротами.
Для каркаса створки используются металлические трубы. Чтобы конструкция получилась надежная, но не слишком тяжелая, берут трубы с разным сечением для рамы и заполнения. Чем массивнее створка и тяжелее облицовка, тем больше должно быть сечение в силовой части (рама) - 60x30 мм, 60x40 мм, 80x40 мм. Для заполнения же (ребра жесткости) достаточно профиля сечением 20x20 мм или 40x20 мм. Каркас сваривается по заранее выбранной схеме, стыки обрабатываются шлифмашинкой, все металлические элементы каркаса грунтуются и окрашиваются. При изготовлении своих ворот mona воспользовалась рабочей силой в лице брата и супруга.
Каркас и все элементы системы были изготовлены и смонтированы с помощью супруга. Обшивка профилем была выполнена позже, так как сначала не удалось подобрать саморезы нужной длины в цвет полотна, и шляпки пришлось дополнительно закрашивать.
Платформы основных роликов регулируются по высоте, что упрощает подгонку створки "по месту" перед окончательной сборкой, а ширина швеллера позволяет маневрировать при креплении роликов. Все работы сопровождались постоянной сверкой уровня для исключения перекосов. Ролики привариваются к закладной по краям так, чтобы расстояние между ними составляло почти половину проема, обеспечивая надежную опору для створки и предотвращая перегрузку и перекос.
Mona усложнила свою откатную систему, добавив в створку калитку, так как не было места под отдельную. Это усложнило конструкцию и выполнение работ, но результат ее полностью устраивает. Опасения, что порожек станет препятствием, не оправдались — никто не спотыкается. Вопрос о работе ворот зимой также оказался решенным на практике, все работает на уровне.
Участник портала alex_ сделал у себя откатные ворота с верхним креплением направляющей, что объясняется отсутствием места под противовес и невозможностью заезда грузовика на участок из-за расположенного сразу за стоянкой декоративного пруда. Вместо покупной системы закрытого типа, где ролики двигаются внутри направляющей, alex_ использовал самодельную конструкцию на подшипниках. В качестве направляющей он применил швеллер, по верху которого движутся ролики. Однако из-за небольшого прогиба по центру при длине створки в 4 метра, он рекомендует использовать двутавровую балку. Поддерживающая шина крепится на нижнем опорном столбе.
Для тех, кто хочет повторить опыт alex_, есть схема конструкции, которую можно доработать под свои условия. Полностью изготовить все элементы системы откатных ворот или смонтировать створку и закладные на базе покупного комплекта — каждый решает исходя из собственных финансовых возможностей и навыков. В любом случае, экономия по сравнению с заказом в профильной фирме составит десятки тысяч рублей.
Подробности о различных типах откатных ворот и технологии их установки можно найти в теме на форуме "Откатные ворота своими руками". Для комфортного передвижения по участку стоит прочитать статью о популярных дорожках. Видео о заборе из профнастила содержит массу полезной информации для тех, кто решил использовать этот материал для основного полотна и ворот.